Борьба с зернистостью

Под зернистостью понимают физическое свойство проявленной эмульсии (фотослоя), вызывать в сознании зрителя впечатление мелкой пятнистости, неоднородности фотографического изображения, каждая плотность которого состоит из светлых пятнышек на темном фоне или наоборот, темных пятнышек на светлом фоне. Зернистость наиболее заметна в светлых полутонах изображения, в особенности если они имеют равномерную плотность и значительны по занимаемой площади (например лицо человека, небо, снег и т.д.).

Зернистость в той или иной мере является неотъемлемым свойством каждого негатива, но становится явно видна она лишь в позитиве, увеличенным в несколько раз. Зернистость увеличенного отпечатка представляет собой тонально инвертированную копию зернистости негатива в увеличенном масштабе. И4справить готовый зернистый позитив возможно только ретушируя его.

Ниже перечисляются причины возникновения зернистости:

  • Крупнозернистость высокочувствительной пленки  (эмульсия пленки устроена так, что чем выше ее светочувствительность, тем крупнее ее зерно)
  • Старение неэкспонированной фотоэмульсии (вследствие длительного хранения или хранения в неподходящих условиях, например при повышенной температуре окружающей среды)
  • Нерезкость кадра (либо из за неточной фокусировки, либо из за грязного объектива, либо из за специальных смягчающих светофильтров)
  • Малый контраст объекта съемки и окружающего фона
  • Малым масштабом изображаемого объекта на кадре, из за чего необходимо увеличивать масштаб  при печати, что неизбежно ведет и к увеличению видимого зерна.
  • Переэкспонирование или недоэкспонирование изображения при съемке
  • Увеличение динамического диапазона изображаемых тональностей на одной катушке пленки (разнородность объектов съемки по освещению и контрасту в пределах 1 катушки пленки)
  • Неправильное или долгое хранение экспонированной пленки, до ее проявки (долговременное хранение отснятой пленки, особенно при повышенной температуре и влажности)
  • Неточность в составлении проявителя, истощение его или загрязнение сторонними веществами, мешающими проявке
  • Неправильно выбранный проявитель
  • Перепроявление негатива
  • Ускоренная сушка проявленной пленки при повышенной температуре и очень сухом воздухе, например феном
  • Применение в увеличителе направленного, жесткого освещения (кондесор без рассеивателя или матового стекла)
  • Печатанье на глянцевой фотобумаге
  • Слишком резкая наводка при печатании, слишком большое диафрагмирование объектива увеличителя при печатании.

Проанализировав факторы, увеличивающие зернистость конечного отпечатка, как по вине негатива так и по вине позитива, нетрудно составить ряд советов, которые препятствуют увеличению зернистости фотоотпечатка. Следует поминть, что полностью устранить зернистость невозможно, однако можно ее свести до минимума следующими способами:

  • Пользоваться, когда это возможно, низкочувствительной, мелкозернистой пленкой
  • Не использовать пленку с истекшим сроком хранения
  • Следить за чистотой стекол объектива, точно фокусироваться на объекте съемке, если иное не задумано специально
  • Использовать или применять контрастное освещение объекта съемки
  • Максимально использовать площадь кадра для съемки необходимого объекта, если иное не задумано специально
  • Использовать правильную экспозицию
  • Стремиться к однородности освещения объектов съемки в пределах одной катушки пленки
  • По возможности, после экспонирования пленки, как можно быстрее ее проявить
  • Использовать свежеприготовленные проявители с точно отвешенными и чистыми  исходными реактивами
  • Правильно использовать типы проявителей: для низкочувствительной, мелкозернистой пленки следует использовать выравнивающие, мелкозернистые проявители; для высокочувствительной, крупнозернистой пленки — особомелкозернистые проявители
  • Избегать перепроявление пленки, проявлять пленку с расчетом получения низкого значения коэфициента контрастности негативов
  • Не ускорять сушку негативов искусственным образом
  • Применять увеличитель с диффузно — рассеиваемым (матовым) стеклом
  • Для крупных увеличений использовать матовую бумагу с шероховатой или структурной поверхностью
  • При печатании, по возможности смягчать резкость изображения: совсем немного сместить объектив от положения максимальной резкости или помещая перед объективом фотоувеличителя диффузор — рассеиватель, либо сетку из ткани (тюль, марля и т.д.)

При соблюдении указанных рекомендаций по уменьшению зернистости, возможно получение удовлетворительных фотоотпечатков, даже при двадцатикратном увеличении.

(по материалам из книги В.П. Микулина)